Ефимов Николай Ефимович

НИКОЛАЙ ЕФИМОВИЧ ЕФИМОВ – архитектор, исследователь древнерусского зодчества, рисовальщик.

Николай Ефимович Ефимов родился 9 мая 1799 года в деревне Яковлево Обоянского уезда Курской губернии сегодня это посёлок Яковлево Яковлевского городского округа Белгородской области.

Воспитывался в семье помещика Ефима Григорьевича Заплатина, возможно, был его внебрачным сыном от крепостной Анисьи Леонтьевой.

Мальчик рано пристрастился к учению и в шесть лет уже умел читать, писать и хорошо рисовать. Увлеченность рисованием была всячески поддержана, и 6 октября 1806 года мальчика привезли в Петербург для определения в Академию художеств. В 1806-1821 годы учился в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, где определилось его дарование рисовальщика. Пятнадцать лет длилась учеба в Академии, причем последние шесть Николай занимался в архитектурном классе.

На выпускных экзаменах за проект музея он получил золотую медаль. Талантливый выпускник получил аттестат первой степени, звание художника 14 класса, шпагу – знак принадлежности к дворянскому сословию и право на заграничную поездку в качестве пенсионера Академии художеств на средства Государственного казначейства. Обычно так всегда и было, но в 1820 году выпускников оставили на три года стажироваться в России, оценивая при этом их творческую самостоятельность и нравственные качества.

Николая Ефимова оставили при Академии «для усовершенствования» и поручили обучать воспитанников черчению ордеров. В 1826 году по поручению президента Академии А. Н. Оленина Ефимов отправился в Киев для обследования недавно обнаруженных остатков Десятинной церкви – первого христианского храма не только в Киеве, но и во всей Руси. Выпускник Академии настолько был увлечен научной археологией, что добился разрешения производить подобные работы в Новгороде и Москве.

Тогда же он выполнил гравюры для изданий «Краткие сведения о вновь построенных при Академии художеств зданиях» (СПб., 1820) и «Путешествие в Китай через Монголию в 1820 и 1821 годы» (СПб., 1824, 3 ч.) Е. Ф. Тимковского, а также виды ряда столичных храмов (Казанского собора, церковь вмц. Екатерины). В течение последних 6 лет в Академии художеств он изучал только архитектуру, при выпуске получил аттестат 1-й степени и большую золотую медаль за проект Музеума – «Храма собрания трех знатнейших художеств» в стиле классицизма, преподавал в Академии художеств.

В 1826 году был направлен президентом Академии художеств А.Н. Олениным в Киев для обмера фундаментов Десятинной церкви, где Николай Ефимович Ефимов предпринял 1-ю в России попытку воссоздания (т. н. реставрации) храма на основании исторических и археологических материалов в формах византийской, или «древней киевской», архитектуры: в виде однокупольной церкви с обширными хорами. Император Николай I проект не утвердил, и церковь впоследствии была построена В. П. Стасовым.

В 1826-1827 годы побывал в Москве и Новгороде для изучения древнерусcкого церковного зодчества. В 1827 году по постановлению Совета Академии художеств Николай Ефимович Ефимов отправился в Италию на 3 года. Он проехал через Пруссию, Саксонию, Австрию, посетил Венецию, несколько лет прожил в Риме. Оттуда он отправился в путешествие в Грецию. Прожил там до 1840 года, занимаясь изучением, зарисовкой и реставрацией древних памятников (в т. ч. Римского храма Юпитера Громовержца и «дома трагического поэта» в Помпеях). Участвовал в проектировании ряда домов и усадеб, в 1830 году создал проект соборной православной церкви свт. Николая Чудотворца.

С мая по октябрь 1835 года вместе с меценатом В.П. Давыдовым и художником К.П. Брюлловым был в Греции и Малой Азии, «снимая виды с мест и строений», в частности выполнил фасад, разрез и предварительные обмеры храма Св. Софии в Константинополе поле и карту Афона с изображениями монастырей. Рисунки Николая Ефимовича Ефимова заслужили похвалы Ж.О.Д. Энгра и Б. Торвальдсена, а также великой княгини Елены Павловны и великого князя Михаила Павловича.

В 1840 году вернулся в Россию и 29 сентября был удостоен звания академика, в 1842 году избран почетным вольным общником Академии художеств, в 1844 году стал профессором Академии художеств 2-й степени. Будучи знатоком древнерусской архитектуры, в самостоятельном творчестве Николай Ефимович Ефимов проявил себя как представитель историзма, прежде всего неоренессанса и тоновского (русско-византийского, как называли его современники) стиля.

Основные работы Николая Ефимовича Ефимова связаны с его деятельностью в Комиссии проектов и смет при Главном управлении путей сообщения и публичных зданий. Ему принадлежат планировочные решения центральных площадей Санкт-Петербурга. В связи со строительством 1-го стационарного моста через р. Неву Николай Ефимович Ефимов перепланировал Благовещенскую пл. (1842-1843 годы). При реконструкции Знаменской пл. (1845 год) определил место Николаевского вокзала (построен К.А. Тоном). Завершил композиции Исаакиевской и Мариинской площадей, начатые О. Монферраном и А. И. Штакеншнейдером; здесь по его проектам были возведены здания Министерства государственных имуществ (1844-1850 годы) и дома министра (1847-1853 годы) в формах неоренессанса, была выполнена ограда памятника Николаю I.

Николай Ефимович Ефимов — автор перестройки в духе флорентийского ренессанса ратуши и гильдейского дома для Городской думы на Невском проспекте (1847-1853 годы), других государственных и частных заказов в столице и пригородах, из которых наиболее известен дворец С.Л. Нарышкиной-Шуваловой (1843-1846 годы). Николай Ефимович Ефимов проектировал общественные здания в средней полосе России; в 1841-1852 годы в составе группы архитекторов разработал 60 образцовых проектов фасадов обывательских домов «в тосканском и венецианском вкусе».

С 1840 года Николай Ефимович Ефимов — главный помощник архитектора Стасова по реконструкции Зимнего дворца. Участвовал в разработке проектов Георгиевского, Аполлонова и других залов, трудился над реконструкцией Большого (Старого) Эрмитажа (автор Театральной лестницы, 1843-1847), встроил в здание Малого Эрмитажа конюшни, манеж и сараи (1840-1843), совместно со Стасовым (с 1848 года единолично) руководил возведением Нового Эрмитажа по проекту немецкого архитектора Л. фон Кленце.

По проектам Николая Ефимовича Ефимова в Санкт-Петербурге были построены Никольская «Миловская» (от фамилии купца — руководителя общины) единоверческая церковь (1845-1852) и Воскресенская церковь в М. Коломне (проект 1845-1846 годов, окончена в 1861 году при участии А.И. Шевцова, В.Ф. Небольсина, К.Я. Маевского). Оба храма разрушены в 1932 году. 5-главые храмы были выстроены в русско-византийском стиле с некоторыми отступлениями от образцовых тоновских проектов в пропорциях и декоре. 3-частную в плане Никольскую церковь отличали массивная центральная луковичная глава и утонченная высокая шатровая колокольня над притвором.

Первоначальный проект Воскресенской церкви, составленный Шевцовым в барочно-классицистических формах, не был одобрен, и Николай Ефимович Ефимов разработал новый, в духе тоновской архитектуры. Крестообразный в плане, насыщенный декором с преобладанием аркатурно-колончатых поясов храм венчали 5 близких по размерам глав. Возможно, Николай Ефимович Ефимов работал и над проектом единоверческого храма св. вмч. Димитрия Солунского на Большеохтинском кладбище (1846-1853, разрушен в 30-х годах XX века), который по архитектурным формам был похож на «Миловскую» церковь.

Самой значительной работой Николай Ефимович Ефимова следует считать комплекс Воскресенского Новодевичьего монастыря на Царскосельском (ныне Московском) проспекте (проект утвержден 12 марта 1848 года). В том же году за месяц соорудили деревянную церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в простых «клетских» формах (снесена в 1929 году). 3 ноября 1849 года в присутствии императора, который был постоянным попечителем строительства, состоялась закладка собора. Он возвышается в центре комплекса, к югу — настоятельские покои с церковной иконы Божией Матери «Отрада», или «Утешение», к северу — больничный корпус с церкви Трех святителей.

В архитектуре монастыря Николай Ефимович Ефимов в наибольшей степени проявил себя продолжателем Тона. Строгая, восходящая к классицизму симметрия построек — кубического объема 5-главого собора и фланкирующих небольших 5-главых церквей с шатровыми звонницами — сочетается с отделкой в духе «итальянизирующего» направления русского зодчества XV-XVI веков. Декор типичен для русско-византийского стиля: килевидные, 3-частные и полуциркульные кокошники (некоторые с раковинами), наличники с разорванными фронтонами, аркатурно-колончатые пояса, полуколонки с «дыньками», перспективные порталы. Расположенный при въезде в город со стороны древней столицы, величественный комплекс Новодевичьего монастыря и своим названием перекликался со знаменитой московской обителью, став примером совмещения «древнемосковских» традиций с санкт-петербургскими. Строительство церквей в русско-византийском стиле, возведенных по проектам Николая Ефимовича Ефимова, сыграло значительную роль в придании столице «национального» облика, что согласовывалось с «русскостью» санкт-петербургского периода отечественной истории.

Николай Ефимович Ефимов спроектировал также ряд православных храмов для Херсонской губернии (1842-1843), Новочеркасска (1844-1845), Лифляндии (1845-1846) и 2 лютеранских храма. В 1848 году он переработал в русско-византийском стиле составленный в 1841 году архитектором И.И. Шарлеманем 2-м проект Сампсониевской церкви на месте Полтавской битвы (строительство: 1851-1854 годы, перестройка: 1894-1895 годы, архитектор Н.Н. Никонов).
Николай Ефимович Ефимов скоропостижно скончался в расцвете сил 11 сентября 1851 года, не успев завершить ряд крупных работ. Несколько его построек закончил Л.Л. Бонштедт (дом министра государственных имуществ, здание Думы), совместно с Н.А. Сычёвым — Новодевичий монастырь, где Николай Ефимович Ефимов и похоронен близ алтаря Казанской церкви. Надгробие в виде мраморного саркофага установлено императорским Санкт-Петербургским обществом архитекторов к столетию Николая Ефимовича Ефимова в 1897 году по инициативе архитектора И.С. Китнера (архитекторы С.П. Галензовский и И.В. Жолтовский).
Старший брат Н.Е. Ефимова, Иван (1795-1841 годы), также выпускник АХ (1815 год), академик, с 1820 года служил губернаторским архитектором в Нижнем Новгороде.

Работы:
1.Реконструкция дворца Нарышкиных на Фонтанке
2.Два дома министерства государственных имуществ на Большой Морской улице
3.Больша́я Морска́я улица.
4.Единоверческая церковь Святого Николая на Захарьевской улице
5.Реконструкция здания городской думы (Невский проспект, 33/1)
6.Церковь Воскресения Христова и Михаила Архангела в Малой Коломне (достроена после смерти художника)
7.Воскресенский Новодевичий монастырь (окончен также после его смерти)
8.Возобновление Георгиевского зала в Зимнем дворце
9.Постройка Нового Эрмитажа (1847-1848) по проекту мюнхенского архитектора Л. фон Кленце
10.Проект Знаменской площади. На площади расположены Московский вокзал, гостиница «Октябрьская», наземный павильон станции метро «Площадь Восстания». В центре установлен Обелиск «Городу – герою Ленинграду».

Фотографии в галерее:

  • Императорская Академия художеств — высшее учебное заведение в области изобразительных искусств Российской империи, существовавшее в период с 1757 до его упразднения в 1918 году правительством Российской Советской Республики.

  • Новодевичье кладбище. Могила Н. Е. Ефимова

  • Дворец Нарышкиных-Шуваловых — памятник архитектуры XIX века в Санкт-Петербурге. Находится на углу Набережной реки Фонтанки, дом 21 и Итальянской улицы, дом 39. Здание типично для эпохи архитектурной эклектики (сочетание элементов позднего классицизма и неоренессанса.

  • Министерство государственных имуществ — министерство, заведовавшее государственными землями и иным государственным имуществом в Российской империи.

  • Больша́я Морска́я улица — частично пешеходная улица в историческом центре Санкт-Петербурга. До революции 1917 года — одна из главных фешенебельных улиц города. Проходит от Дворцовой площади до пересечения Мойки и Крюкова канала.

  • Це́рковь Святи́теля Никола́я Чудотво́рца (Ми́ловская) — несохранившийся единоверческий храм, находившийся на Захарьевской улице Санкт-Петербурга, на месте дома 18.

  • Здание Городской думы с башней — комплекс зданий на углу Думской улицы и Невского проспекта в Санкт-Петербурге, памятник архитектуры федерального значения. Состоит из здания Городской думы, выходящего фасадом на Думскую улицу, и башни Городской думы, расположенной на углу. Часто весь комплекс называют зданием Городской думы. Башня, входящая в состав комплекса, является одной из доминант Невского проспекта и иногда рассматривается отдельно от здания Гордумы. Иногда здание думы и башня рассматриваются в ансамбле с примыкающим к ним зданием Серебряных рядов, выходящим фасадом на Невский проспект. Высота башни составляет около 47,5 метров.

  • Церковь во имя Воскресения Христова (Мало-Коломенская Михаила Архангела) — утраченная церковь в Санкт-Петербурге, в Коломне. Относилась к наиболее почитаемым городским храмам. По церкви площадь на которой она находилась была названа Воскресенской (ныне площадь Кулибина). Храм располагался в створе Торговой улицы (ныне улица Союза Печатников).

  • Воскресéнский Новодéвичий монастырь в Санкт-Петербурге — женский монастырь Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви близ Московской заставы по адресу Московский проспект, дом 100.

  • Георгиевский (Большой тронный) зал создан в 1787—1795 годах по проекту Джакомо Кваренги. Огромное двухсветное помещение зала было выполнено в классическом стиле. Освящён 23 ноября 1795года в день Святого Георгия Победоносца, откуда и получил своё название.

  • Но́вый Эрмита́ж — первое в России здание, специально построенное для публичного художественного музея. Часть музейного комплекса Государственного Эрмитажа. Известно своим портиком с десятью гигантскими статуями атлантов.

  • Площадь Восстания (до 1918 года —Знаменская) — одна из центральных площадей Санкт-Петербурга. Расположена на пересечении Невского и Лиговского проспектов.


Литература:

•Орлов-Давыдов В. П. Путевые записки, веденные во время пребывания на Ионических о-вах, в Греции, М. Азии и Турции в 1835 г.
•Атлас. СПб., 1839-1840. 2 ч.
•Петров П. Н. Николай Ефимович Ефимов // Зодчий. 1872. № 8/9. С. 150-152
•Букешин Г. Имп. Эрмитаж и его строитель Н. Е. Ефимов // Там же. 1902. № 16. С. 197-199