Один их лучших фотографов России, член Союза фотохудожников родился 23 октября 1943 г. в деревне Рождественке Яковлевского района Белгородской области. Здесь прошло его детство.
Семья у Паши была вовсе не многочисленной: он, мама да бабушка. И отца своего он в жизни никогда не видел. Белгородчина, где он родился, входила тогда еще в Курскую область. 1943 год. Курская дуга. Величайшее, пожалуй, за всю историю войн танковое сражение под Прохоровкой. «Прохоровка километрах в двадцати от нашего села Рождественка. Но наше село не пострадало». Отец Паши, Павел Кривцов-старший, ушел на фронт, когда мальчишка был уже вписан в «реестр» будущих рождений. Осенью 1943-го бабушке пришла похоронка: «Ваш сын…» и так далее. Почему бабушке, а не маме? Родители были не расписаны.
Потом, когда парень уже подрастал, мама рассказала такой эпизод. Хоть село и «не пострадало», это не значит, что война его обошла. Как-то мать, находившаяся почти на сносях, спряталась от обстрела в погреб. Вдруг распахивается его дверка, в проеме немец с приготовленной гранатой. Взмах руки — и все! Но, увидев на земле лишь перепуганных женщин, он сдержался… А не останови он руку, готовую вырвать чеку… Кто может знать, бесследно проходят такие переживания или нет? Но как были в тот момент мать и сын единым организмом, так эта связь не ослабевала и дальше. Мать любила единственного своего ребенка, а тот купался в ее доброте.
Четыре класса Павел проучился в своем селе, а дальше нужно было бегать в школу в соседнее: пять километров туда, пять обратно и каждый день. Хочешь, не хочешь, а природа станет твоей собеседницей, а ты, наверное, почувствуешь себя ее частью? Павел эту неведомую «природу» нутром чует. Ну, а где природа, там рыбалка, там охотничьи страсти. Захотелось Павлу обзавестись ружьем. Потихоньку скопили с матерью рублей сто. Еще скопить половину этого — и вот оно счастье! Однако мечты бывают переменчивы. Прямо в селе проводились геологоразведочные работы: там все стоит на железной руде. А среди геологов один был фотолюбитель. Паша с приятелем стали частыми гостями его палатки. Увлекался фотографией и этот Пашин друг. Он часто нырял в темный погреб, какие чудеса он там творил — непонятно. Но потом появлялись «туманные картинки», на которых при небольшом усилии можно было разглядеть знакомые лица и себя в том числе.
И Паша забыл про ружье, забыл про будущую охоту. Мать перехватила еще 50 рублей у соседей в долг. На такие деньжищи — 150 рублей — что угодно можно купить: хоть ружье, хоть самый дешевый из фотоаппаратов — «Смену». Стоили они примерно одинаково. Поехал Паша в Белгород, купил себе это фото-чудо. Еще хватило денег на пленку, да на проявитель с закрепителем. Прочитана инструкция, пленка заряжена. Отснята. Теперь и Павел ныряет в погреб вместе с другом.
Проявочного бачка нет, да и температура в погребе на уровне терпимости человеческой, но явно недостаточна для требуемой температуры растворов. Однако мир не без чудес — все получилось! Разве может любая из будущих фотографических наград сравниться со сладостью первой удачи, отворившей дверь в новый, волшебный мир!
Произошло все это, когда Павел учился классе в седьмом. А по окончании семилетки — в дорогу. Кривцов едет в Белгород, где дядька трудился на железной дороге.
Старшие школьные годы Павел провёл в Белгороде, где серьёзно увлёкся фотографией, которой он и посвятил всю свою жизнь.
В интернате, где жил Павел, был небольшой фотокружок. Вел его внештатный фотокорреспондент белгородской областной газеты. Случалось, он отбирал работы ребят, которые считал интересными. Те снимки иногда появлялись на страницах газеты. Пашины снимки появлялись на страницах частенько.
15 лет, с 1966 по 1981 год проработал фотокорреспондентом областной молодежной газеты «Ленинская смена». Его репортажи на газетных полосах отражали жизнь людей труда с их праздниками и буднями.
Когда Павел жил еще в Рождественке, у его товарища, того самого, что подсадил Пашу на крючок фотографии, был брат — художник. Он тоже потом перебрался в Белгород. Павел с ним связей не терял, а там познакомился и с его приятелями — художниками. Молодые ребята, как и положено молодым, горели страстями: громили одних собратьев по цеху, растирали в порошок других. У кого-то был проигрыватель. Музыку слушали: Моцарта, Шопена, Баха… Не только слушали, а впитывали. Истину искали. А может, свои дорожки торили, «свой стиль», как считает Павел.
Посмотрите на портрет великого русского композитора Георгия Свиридова. Что он слышит в этот момент, что переживает? В каком резонансе с композитором автор снимка?
В 1981 году он был приглашен в Москву в газету «Советская Россия», а потом работал, а точнее, творил в журнале «Огонек».
Его снимки сразу обращают на себя внимание. За их, казалось бы, простой формой всегда скрывается глубокий смысл, передаётся суть ситуации, сложность душевного мира героев фотохудожника, их психология.
«Для меня фотография — способ познания жизни, действи¬тельности, которая меня окружает, способ познания человека, его характера, жизненных ситуаций, которые складываются вокруг людей, – говорит Кривцов. – Поэтому мне хотелось, чтобы мои фотографии были ненавязчивыми и, одновременно, чтобы они заставляли человека их рассматривать. Хорошая фотография должна призывать, чтобы к ней вернулись. Как хороший рассказ, картина или музыка. Нас влечёт к тому, что затронуло наши чувства. В этом тайна искусства. Ведь искусство познаётся чувствами. Если человек прочитал рассказ, который затронул его душу, через некоторое время он обязательно к этому рассказу вернётся. Это процесс глубинного воздействия искусства — общение автора и читателя, композитора и слушателя, фотографа и зрителя. Даже если сегодня кого-то не волнуют вещи, которые интересуют меня, то пройдёт время, и, возможно, сама жизнь приведёт человека к тем проблемам, которыми я занимаюсь».
Фотограф отмечает, что «добро, любовь, нежность, философские мысли, отношение к природе, выявление человеческого характера – всё это вмещает в себя фотография. Она многолика и разнообразна: как люди, так же неповторима и фотография». Фотографии Павла Кривцова отличаются высоким психологизмом, постижением человеческого духа и всегда — добротой.
Многие работы фотохудожника посвящены духовному возрождению России, которое началось в 1988-м, в год тысячелетия Крещения Руси. Протоиерей Василий Ермаков говорил: «Хотелось бы, чтобы до каждого русского человека дошёл альбом замечательного мастера фотографии Павла Павловича Кривцова «Святая Русь», в котором так ярко запечатлена душа нашего народа. Здесь ясно отражён народный порыв, стремление вновь вернуться на святую тысячелетнюю дорогу Православия… Один из главных образов в творчестве Павла Кривцова – воздвижение Креста. Он снимал это великое событие и на Соловках, и в Москве в Крестовоздвиженском храме, прихожанином которого стал… Поднимающиеся из руин храмы, чудесные лица русских людей показывают всем: смотрите, Русь не погибла! Она возрождается, она возродится и всегда будет Святой Русью!».
С 1991 года и по сей день работает фотохудожником журнала «Слово». Кредо фотохудожника — «Забыть о себе. Только тогда делаешься открытым к жизни. Когда я снимаю, то не думаю о выдержке или диафрагме. Я растворяюсь в событии — в счастье, любви или горе. Почему-то считается, что фото — это техническая вещь. А это подарок от Господа — возможность запечатлеть светом».
Павел Кривцов был участником многих всесоюзных и международных выставок и конкурсов. Он награждался золотыми медалями «Интерпрессфото», призом международного конкурса «Уорлд Пресс Фото» «Золотой глаз», национальной премией «Золотой глаз России», ему присуждено звание «Мастер международной фотографии». Павел Павлович — лауреат премии Союза журналистов СССР, лауреат Международной премии им. М. Шолохова.
Он является автором пяти фотоальбомов: «Русский человек. Век XX», «Ангел вострубил», «За трудовую доблесть», «Святая Русь», «Светопись Святого Белогорья». Почему светопись? Потому что раньше о фотографии говорили — «светопись».
Две фотографии Павла Кривцова вошли в сокровищницу мирового фотоискусства, названную экспертами «коллекцией культовых фотографий последних 100 лет, которые демонстрируют горе, потери и триумф человеческого духа» — из 40 работ выдающихся фотохудожников.
В основе фотографии лежит объективность, но когда фотоаппарат берет в руки человек творческий, он привносит в фотографию субъективное. Вот тут и начинается искусство. Овладеть которым могут далеко не все фотографы. Павлу Кривцову это удалось. На его фотографиях — будни и праздники, шахтеры и философы, учителя и солдаты, пастухи и поэты, крестьяне и монахи. Но на всех снимках мгновения жизни не остановлены намертво, они бережно как бы взяты на ладонь и поднесены к нашим глазам.
Как настоящий художник Павел Кривцов остался верен черно-белой фотографии. Он как-то заметил, что «…цвет не способен выразить психологию, он передает внешнее. Кроме того, цвет в цветной фотографии — другой, чем в природе, он искусственно усилен. А черно-белая фотография аскетична, и ей дано со временем из документа перерасти в воспоминание, потом в образ и даже символ. В ней есть правда и память…». Вот так и живет этот фотограф-художник, несущий свет и добро, стремящийся нацелить нас на самоосмысление. Время мчится, а его фотографии не стареют. ЦИТАТА Павел Кривцов — «описатель». Он исчезает из вида, всегда оставаясь в центре. Он с одинаковым уважением и трепетом работает с известными Астафьевым, Распутиным и обычными людьми. Остро, болезненно воспринимает Россию, ее сложности, конфликты, и поэтому через объектив ищет точки оптимизма, возвращая себе и нам веру. (Владимир Ермаков,фотограф)
Литература:
Текст статьи: Лев Шерстенников ; Сергей Стенников; Елена Володина https://www.belnovosti.ru/